Они живы, пока о них помнят – Заневское городское поселение

Новости



Заневское городское поселение

Они живы, пока о них помнят

Молодежный совет Заневского городского поселения и «Заневский вестник» подвели итоги конкурса на лучший рассказ о людях, ставших свидетелями Великой Отечественной войны

Конкурс вызвал живой интерес у жителей Заневского поселения. Историей своей семьи поделились с организаторами не только взрослые, но и школьники. Многие тексты сопровождались архивными фотографиями и копиями документов. После долгих обсуждений победителем была признана кудровчанка Марина Чарина. Она получит сертификат в Санкт-Петербургский Дом Книги. Рассказ «Солдатский путь недолгим был…» о судьбе прадедушки Николае Протасьевиче Стенковом, читайте ниже.

Солдатский путь недолгим был…

Отец моей бабушки Николай Протасьевич Стенковой ушел на войну добровольцем в апреле 1942 года. Бабушке было всего два месяца…

В 2007-м моя бабушка Людмила Николаевна Чарина (Стенковая) рассказала мне про своего отца, погибшего в годы Великой Отечественной войны, о котором в нашей семье, к сожалению, вспоминали всего несколько раз. Наверное, это потому, что бабушка его не помнила, не знала, где похоронен, потому, что война искалечила тысячи детских судеб, отняла радостное детство. Детство бабушки не стало исключением: прабабушка Евдокия Захаровна Стенковая, выйдя замуж второй раз и занимаясь новой семьей, отдала ее на воспитание своей матери и называла «осколком войны».

«ЕСЛИ Я ПОГИБНУ ЗА ОТЧИЗНУ…»

Прадедушка родился 6 декабря 1920 года в КССР, Павлодарской области Иртышском районе, селе Лонщаки. Появился на свет в семье домохозяйки Евдокии и кузнеца-ремесленника Протасия, у которых было восемь детей. Здесь он жил до десяти лет. Семья часто переезжала, в связи с тем, что отец менял работу. В 1939-м он поступал в Алма-Атинский государственный университет им. С.М. Кирова на филологический факультет, отделение русского языка и литературы, но не прошел по конкурсу. Но 10 сентября 1939-го был зачислен в Казахский коммунистический институт журналистики (КазКИЖ). «В конце ноября 1939 года был призван в ряды РККА, но по причине болезни получил отсрочку на один год. Тогда же был направлен в больницу на лечение, где пролежал месяц», – сообщается в его автобиографии. После выписки Николай Протасьевич устроился на работу в редакцию газеты «Ленинская смена» литературным сотрудником. Не теряя надежды, в 1940 году второй раз подал документы в государственный университет и поступил на филологический факультет, на английское отделение. Сдавая экзамены на летней сессии первого курса, прадедушка знал, что станет отцом. Последний в своей жизни зачет (это была физкультура) он сдал 7 июля 1941-го и в этот же день написал заявление о переходе на заочное обучение. Но в его зачетной книжке, чудом сохранившейся в нашей семье, больше нет ни одного сданного зачета или экзамена.

После окончания первого курса прадедушку направили в горком комсомола в город Джаркент Алматинской области. 26 февраля 1942 года родилась моя бабушка Людмила Николаевна.

В это время формировалась Сталинская дивизия, а Николай Протасьевич не проходил комиссию по зрению. Ему стало стыдно от того, что отправляет людей на фронт, а сам остается в тылу. Вот и пошел добровольцем. Больше он не видел ни своей жены, ни малютки-дочки. Прабабушка получила похоронку, в которой сообщалось, что сержант Стенковой Николай Протасьевич погиб 29 мая 1943 года в бою за Социалистическую Родину и похоронен в деревне Шерово Локнянского района Калининской области. Больше жена ничего не знала о своем муже, а дочка – об отце, которого видела только по нескольким сохранившимся фотографиям.

Я спросила бабушку, знает ли она, где похоронен ее папа. В ответ услышала, что попытки найти это место были, но, к сожалению, не увенчались успехом. Информация была засекречена в советское время. Я решила, что найти захоронение, – мой долг. Но где искать, если в похоронке указано место, которого уже нет на карте?

Интернет на запрос о Калининской области предлагал информацию и Псковской и Тверской. Письма направила везде, в том числе и в военный комиссариат Барнаула. Из ответа барнаульского комиссариата выяснялось, что имя Стенкового Н.П. внесено в «Книгу памяти» Алтайского края, том 7, с. 364. Новости мы, конечно, обрадовались. Мы ведь до этого совсем ничего не знали!

После ответа из Тверской области все встало на свои места. Конечно, на ее территории в картотеке погибших имя моего прадеда не значилось. Потому что в 1944 году 15 районов Калининской области отошли к Псковской области, в том числе и Локнянский район. Оказалось, что именно там и похоронен мой прадедушка.

В 2008 году мне пришел ответ. Поняла, что поставила точку в поисках захоронения моего прадеда, прочитав письмо. В нем сообщалось, что в списках погибших и захороненных военного комиссариата Бежаницкого, Новоржевского, Локнянского и Пушкино-Горского районов Псковской области значится имя Николая Стенкового. Только из деревни Шерово, указанной в похоронке, его перезахоронили в братскую могилу в деревне Алексеевское того же района. Сомнений больше не было!

«ТЫ РАССКАЖЕШЬ СЫНУ ПРО МЕНЯ»

Я держала в руках письма, ответы на запросы и сохранившиеся документы, студенческий билет и зачетную книжку моего прадеда, его тетрадь со стихами, трудовую книжку, несколько черно-белых фотографий и пожелтевшую от времени похоронку, переданные мне на хранение бабушкой и ставшие по-настоящему ценными и дорогими, потому что это все, что осталось от него. Я читала его стихи, как будто произносила молитву о том, кто в сердцах членов моей семьи навсегда останется героем, пролившим кровь в жестокой войне и погибшим за наше будущее. В благодарность за это я должна была поехать в Псковскую область и низко поклониться праху воина. В 2010 году я это сделала в первый раз, но совсем не в последний. Но, к сожалению, моя бабушка об этом не знает. Ее не стало в 2009 году.

На территории Локнянского района 18 братских захоронений, в которых покоятся более чем три тысячи воинов. Установлены имена 2709 человек. В деревне Алексеевское, там, где погребен мой прадедушка, похоронены 194 человека. Из них 13 офицеров, 12 партизан, включая Героя Советского Союза Н.И. Горячева. Установлены памятные и плиты с фамилиями воевавших. Теперь там есть и фотография Николая Протасьевича Стенкового, прикрепленная к небольшому памятнику.

Много лет прошло после окончания Великой Отечественной войны, но никогда не поздно начать поиски мужа, отца, деда или прадеда. Они положили свои жизни за нас: своих жен, детей, внуков, правнуков. Гордитесь ими, защитниками Родины, погибшими за спокойную жизнь! Не теряйте надежды, ищите, и вы обязательно найдете! «Если я погибну за Отчизну – ты расскажешь сыну про меня…», – писала Лилия Юсупова в стихотворении «Треугольные письма». В моем случае не сыну, а внучке. Но разве это важно? Главное, что теперь наша семья бережно хранит память о герое той страшной войны.

Кол-во просмотров: 789