Совершил его наш спортсмен Онисим Панкратов. Выходец из крестьян Пензенской губернии с самого раннего возраста отличался смелостью и любовью к приключениям. В 1906 году восемнадцатилетний паренек оставил родной дом и уехал в Харбин. Почему юноша выбрал русский город в Китае, в источниках найти не удалось, тем не менее именно с данным местом связана история двухколесной кругосветки. Но это было чуть позже, а поначалу молодой человек, искренне уважавший физические нагрузки и не чуждый альтруизма, вступил в Харбинское общество спортсменов и Добровольное пожарное общество. В 1911-м получил золотой жетон за 300 дежурств, Высочайший знак за борьбу с чумой, медаль «За усердие» на Станиславской ленте и звание брандмейстера Добровольного пожарного общества. А за год до этого в его жизнь ворвалась новая страсть – велоспорт. Уже к концу сезона он стал одним из лучших гонщиков в городе.
На волне быстрого успеха, непоколебимой веры в собственные силы и в благосклонность фортуны Онисим решился объехать весь мир на своем железном коне (Изначально с ним выдвинулись еще три спортсмена, но они сошли с дистанции, оставив нашего героя в полном одиночестве. – Прим. ред.).
Экспедиция стартовала в Харбине 23 июля 1911-го. После тысяч километров сибирского бездорожья 6 декабря Панкратов наконец-то достиг Петербурга. Сделав остановку для решения финансовых проблем, спортсмен начал крутить педали в сторону Берлина. Там он узнал, что его обошли. Путь по прямой, который он сам себе изначально наметил, уже был покорен другими велосипедистами. Молодой человек решил воспользоваться круговым маршрутом по Европе, напоминающим цифру 8.
Следуя плану, Панкратов пересек Германию, Швейцарию, преодолел Альпы, проехал Северную Италию, Австро-Венгрию, Сербию, Болгарию, Турцию, Грецию, снова вернулся в Турцию и в Италию. Следом были Франция, Испания, Португалия, снова Испания и Франция. После Па-де-Кале 16 января 1913 года достиг Англии. Это путешествие было не просто выматывающим физически, очень часто оно оказывалось опасным для жизни. Онисима избивали турецкие жандармы. Для его спасения потребовалось вмешательство российского консула. В Италии он месяц болел малярией. Власти этой солнечной страны обвинили его в шпионаже, арестовали, потом освободили. И, как назло, его еще и мотоцикл сбил. Бедолага потратил месяц на восстановление после аварии. Кроме того, для продолжения маршрута ему приходилось подрабатывать где только можно. В общем, что не страна, то приключение. Как говорится, Старый Свет встретил тепло и радушно. Впереди ждал Новый.
Атлантический океан велосипедист пересек на пароходе. А далее опять колеса, педали и неизвестность. Путь от Нью-Йорка до Сан-Франциско занял четыре месяца. И снова водный транспорт вез смельчака уже по Тихому океану к далекой и загадочной Стране восходящего солнца. Проехав Японию, Корею, преодолев Желтое море, он наконец-то снова оказался на Китайской земле. 10 августа 1913 года Панкратов въехал в Харбин, завершив свое кругосветное путешествие.
Двадцатипятилетний Онисим вернулся героем. Власти города устроили ему торжественную встречу с оркестром и почестями. Представители Харбинского общества спортсменов преподнесли триумфатору лавровый венок и почетную ленту.
А дальше был отдых у друзей в Москве, путешествие в Петербург, где знаменитый спортсмен научился управлять автомобилем, невероятные подвиги летчика Панкратова во время Первой мировой, отмеченные высшими военными наградами Российской империи. Но это уже совсем другая история.