В годы Великой Отечественной войны люди вели непримиримую борьбу со смертью, голодом и холодом. Те, кто застал те страшные события, никогда не забудут жестокость врага, боль от потери близких и первые слезы радости в долгожданный День Победы. Жительница Заневки, ветеран Лилия Васильевна Глушко поделилась с корреспондентом газеты «Заневский вестник» своими воспоминаниями.
Лилия Васильевна родилась в 1926-м, 7 сентября, в деревне Большая Рукавицкая Ленинградской области (ныне Вологодской). В 30-е годы вместе с семьей переехала в Тихвин. Именно там еще совсем юную девушку, ее братьев и сестер застала война. Во время обстрелов испуганные дети спали на полу прямо в верхней одежде. Женщина рассказала о храбрости своего отца Василия Юрова. Поскольку папа работал директором леспромхоза, в начале Великой Отечественной ему выдали бронь, освобождающую от воинской службы. Однако, будучи патриотом Родины и очень мужественным человеком, он хотел сражаться с врагом, встретиться с ним лицом к лицу. Несмотря на возможность остаться с родными, летом 1941-го Василий Александрович отправился добровольцем на фронт. Когда пошли атаки на Тихвин, город эвакуировали. Семья Юровых перебралась обратно в Большую Рукавицкую, в свой старый дом. В деревне Лиля пошла в восьмой класс.
Еды катастрофически не хватало. Женщина призналась, что за то трудное время, ни разу не выбросила ни одной картофельной очистки. Из шелухи и мха пекли лепешки. Чтобы прокормиться, приходилось продавать вещи. «Однажды мама стучит в дверь. А я ее не узнала даже. Голова обмотана папиными рубашками: пуховый платок променяла», – отметила Лилия Глушко.
Война тяжелой ношей легла на весь наш народ. Она лишала детства, калечила тела и судьбы, забирала отцов, мужей, сыновей… Но несмотря на постоянные страх, горе, измученность и нищету, люди не бросали друг друга в беде. Лилия и ее одноклассники делились хлебом, полученным в школе, с блокадниками. На большой переменке ребята бегали до станции Кадуй. Через нее проходили поезда с эвакуированными из Ленинграда. «Было невозможно определить их возраст, настолько все исхудавшие. А сколько там умирало!» – вспомнила местная жительница. Она видела, как зимой трупы вывозили с платформы на санках, зачастую мертвых выпихивали прямо из вагонов: тащить просто не было сил.
С немцами сражался и старший брат девушки Юра. Он был танкистом, служил на Белорусском фронте. Мужчина часто писал родным. А однажды маме пришло сообщение: «Ваш сын тяжело ранен и отправлен в госпиталь». И с тех пор никаких известий… Юрий так и не вернулся домой.
Каждый приближал Победу по-своему. Лилия Васильевна не стреляла в фашистов, не добывала секретные сведения и не выносила пострадавших из-под огня. Она помогала нашим солдатам залечивать раны, не только огнестрельные, но и душевные. Окончив восьмой класс, девушка стала санитаркой в эвакогоспитале № 1863. На тот момент ей оставалось несколько месяцев до наступления совершеннолетия. Выпускнице пришлось слукавить, сказав, что паспорт еще не готов. Лиля начала трудиться в перевязочной и операционной, а документ принесла чуть позже. Увидев дату рождения, руководство схватилось за голову: ведь не имели же права! Деваться некуда: уже оформили. В медицинском учреждении жительница Заневки проработала два года. За это время были и слезы, и боль, и творчество, и непоколебимая вера в силу и мощь советской армии. Чтобы подбодрить бойцов, Лилия Юрова вместе с коллегами участвовала в художественной самодеятельности. «Нам хлопали не только в ладоши. Кто – костылем, кто – ногами, кто чем мог», – поделилась она. Для солдат молодая санитарка стала не просто медиком, но и человеком, с которым всегда можно поговорить, получить поддержку.
В феврале 1945 года Юровы переехали в Ленинград. Лилия Васильевна устроилась в совхоз «Выборгский», где и познакомилась с будущим мужем Николаем Андреевичем Глушко.
Долгожданную Победу девушка встретила в городе на Неве. Тот день навсегда останется в ее памяти. «Трудились только до обеда. На работе закатили такое застолье! И это при карточной то системе. А вечером я с подругой Галей на Дворцовую площадь поехала. Слез от радости – реки. К нам подходили люди, обнимали, целовали. Выступали артисты, играл духовой оркестр, показывали кино», – рассказала Лилия Глушко.
В 1955 году совхоз выделил Лиле и Николаю участок в деревне Заневке, на котором семья построила дом.
Каждый год 9 Мая местная жительница ходила на Пундоловское кладбище почтить память погибших. К сожалению, сейчас здоровье уже не позволяет посещать митинг. Но для Лилии Васильевны этот праздник был и остается самым дорогим и близким сердцу. В честь Дня Победы она написала стихотворение. В нем строчки полные благодарности: «Седые ветераны, что вынесли и пережили вы? Дай Бог, чтоб не болели ваши раны. Здоровья вам и мирной тишины».