С октября 2021 года по апрель 2022-го в рамках инициатив Альянса по защите детей в цифровой среде ПAO «Ростелеком» провело исследование о способах уберечь подрастающее поколение от опасностей в цифровой среде.
Интернет уже много лет является частью нашей жизни. Но если к моменту его появления люди старшего поколения уже повзрослели и сформировались как личности, то рожденные в начале века и позже еще не научились верно оценивать правдивость получаемой в онлайне информации, что может привести к формированию ложной картины мира. Дети растут и учатся общению, пробуют разные поведенческие паттерны, поэтому более подвержены негативным последствиям потребления содержащего насилие контента.
Ребятам труднее защититься от заманчивых предложений, многие из которых уводят за грань безопасности и закона. Детей и подростков порой вовлекают в нацистские и экстремистские сообщества, которые пропагандируют агрессию, обесценивают человеческую жизнь и неприкосновенность. Нередко юные пользователи попадают в руки преступников и становятся жертвами торговли людьми, сексуальной эксплуатации и т. д.
Помимо этого, в Сети нередко подстерегает психологическое насилие: кибербуллинг (травля в соцсетях и на других онлайн-площадках), сталкинг (преследование и длительные домогательства, часто переходящие в реальность), доксинг (публичное раскрытие персональной информации) и внешне безобидный шерентинг, когда родители публикуют в общем доступе снимки и рассказы о своих сыновьях и дочерях.
Впрочем, часто ребята сами делятся личной информацией, считая конфиденциальными только контактные данные и не переживая за то, что фотографии или видео тоже можно использовать в преступных или коммерческих целях.
Не так безобидно и просто избыточное потребление контента. Увлекшись виртуальной жизнью, ребенок зачастую теряет связь с реальностью, становится заложником, например, игровой зависимости.
Мир быстро меняется, особенно цифровой. Поэтому спрогнозировать, какие ловушки подстерегают на просторах «паутины», крайне сложно. Кибербезопасность требует отдельного внимания и сплоченности тех, от кого она зависит. Государство, родители, образовательные учреждения должны вместе разрабатывать механизмы, которые не позволят вовлекать детей в рискованные денежные отношения, дезинформировать их и распространять не предназначенные для несовершеннолетних сведения. Фильтры способны справиться и блокировать нежелательную информацию. Но автоматика несовершенна, а модераторы не всегда могут успеть заблокировать нежелательный контент.
Не панацея и родительский контроль. С одной стороны, такие программы помогают своевременно отслеживать онлайн-активность. С другой же они могут разрушить доверие к взрослым и привести к психологическим травмам. В отдельных случаях возмущенные запретами подростки быстрее найдут пути обхода, чем откажутся от неразрешенных ресурсов.
Безопасность детей на сто процентов не обеспечить, но можно обучить их навыкам digital-грамотности и гигиены. А добиться серьезных результатов в защите от киберрисков получится только сообща.