Всеволожская городская прокуратура распространила пояснения для родителей и несовершеннолетних детей по транспортной безопасности.
Кто знает, какие правонарушения, совершаемые на городском транспорте, относятся к наиболее распространенным?
Что такое безбилетный проезд? Какая ответственность предусмотрена в Ленобласти и СПб? Как должен поступить контролер на транспорте?
Что будет за битье стекол в проезжающих электропоездах? И к чему может привести такое опасное увлечение как «зацепинг» или «трейнсёрфинг».
Разъясняем.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ТРАНСПОРТЕ
В городской среде Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 утверждены Правила дорожного движения.
Правила закреплено понятие – “Участник дорожного движения” – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
“Механическое транспортное средство” – транспортное средство, приводимое в движение двигателем.
Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Профилактика или предупреждение дорожно-транспортных происшествий – это система мер экономического, социально-культурного, воспитательного и правового характера, проводимых государственными органами и общественными организациями в целях снижения уровня аварийности на автомототранспорте, устранения ее причин, обеспечения безопасности дорожного движения. Основным средством профилактики являются правовое воспитание и правовая пропаганда.
Одним из наиболее значимых направлений государства является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Федеральным законом “О транспортной безопасности” дается понятие зоне транспортной безопасности – объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.
Важно также понимать, что относится к объектам транспортной инфраструктуры:
а) железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции;
б) объекты инфраструктуры внеуличного ‘транспорта, определяемые
Правительством Российской Федерации (подземный, наземный или
надземный остановочный пункт, предназначенный для посадки и высадки пассажиров, в том числе вестибюли, эскалаторы или лестницы,
платформенные и средние залы, помещения для обслуживания пассажиров, электродепо)
в) тоннели, эстакады, мосты;
г) морские терминалы, акватории морских портов;
д) порты, которые расположены на внутренних водных путях
е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения,
ж) аэродромы и аэропорты;
(з) определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение;
и) здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование,
Этим же законом закреплено понятие перевозчика – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;
Транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования. К ним относятся: транспортные средства автомобильного транспорта, воздушные суда гражданской авиации, транспортные средства городского наземного электрического транспорта.
Административная ответственность но общим правилам (сг. 2.3 КоАП РФ) установлена с 16 лег.
Следует помнить, что посягая на безопасность функционирования воздушного, железнодорожного, водного и трубопроводного транспорта, метрополитена, тем самым нарушаются и общественные отношения, характеризующие жизнь и здоровье человека, собственность, природную среду, составляющие содержание объекта.
Кто знает, какие правонарушения, совершаемые на городском транспорте, относятся к наиболее распространенным?
Что такое безбилетный проезд?
Безбилетным проездом (полетом) является проезд или вообще без билета (билет не был приобретен либо был потерян, отдан кому-либо и т.д.), или по недействительному билету (например, проезд по единому билету, срок действия которого истек).
Статья 11.18 КоАП РФ- Безбилетный проезд
з) на судне морского транспорта пригородных линий или на судне внутреннего водного транспорта пригородного сообщения –
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей;
4) па судне морского транспорта дальних (транзитных) линий или па судне внутреннего водного транспорта дальних ( транзитных) линий –
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.
- Безбилетный полет на судне воздушного транспорта –
влечет наложение административного штрафа в размере двухсот рублей.
- Безбилетный проезд в автобусе междугородного сообщения –
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.
- Провоз без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате, –
влечет наложение административного штрафа в размере половины штрафа, налагаемого на взрослых пассажиров за безбилетный проезд на транспорте соответствующего вида.
Еще один наиболее распространенный вопрос, как должен поступить контролер на транспорте?
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом” закреплено, что Безбилетным является лицо:
а) обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета;
б) предъявившее билет без отметки о гашении, если гашение билета является обязательным;
в) предъявившее поддельный билет;
г) предъявившее билет, срок действия которого истек или в котором указана фамилия и номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии и номеру, которые указаны в предъявленном этим лицом документе, удостоверяющем личность;
д) предъявившее ранее использованный билет;
е) предъявившее билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.
Лицо, являющееся безбилетным, оплачивает проезд от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком. Если указанное лицо заявляет о желании покинуть транспортное средство, оплате подлежит проезд до пункта, в котором такое лицо покинет транспортное средство. Если невозможно определить пункт посадки, стоимость проезда исчисляется от начального пункта отправления транспортного средства.
Например, Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473 “Об утверждении Пра вил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа же л ез 11 о до рож пым транспортом”
Безбилетное физическое лицо, обнаруженное в поезде дальнего следования или пригородного сообщения, обязано приобрести проездной документ (билет) с внесением платы за проезд исходя из действующих тарифов, не предусматривающих условие получения образно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного докумен та (билета), при наличии установленного такого тарифа перевозчиком, в соответствии с категорией поезда, типом и классом вагона, местом в вагоне и маршрутом следования, указанным безбилетным физическим лицом, но не менее чем за расстояние от последнего пункта отправления, в том числе последней железнодорожной станции отправления, где совершал остановку этот поезд, до указанного безбилетным физическим лицом пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения, а также сбора за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в поезде с оформлением соответствующего документа.
Статья 41 Закона СПб «Об административных правонарушениях в СПб» – нарушение правил пользования наземным пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге
- Проезд в наземном пассажирском транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге без проездного билета влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
- Провоз багажа в наземном пассажирском транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге без оплаты влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей за каждое место багажа.
- Проезд в наземном пассажирском транспорте общего пользования в
Санкт-Петербурге в пачкающей одежде, провоз предметов, загрязняющих подвижной состав или одежду пассажиров, влечет наложение
административного штрафа в размере ста рублей.
- Нарушение установленных уполномоченным органом государственной власти Санкт-Петербурга правил провоза домашних животных в наземном пассажирском транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.
Контроль осуществляется контролирующими лицами контролерами-ревизорами, на которых нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен такой контроль.
Город и железная дорога
Следующим наиболее распространенным правонарушением является проход по железнодорожным путям в неустановленных местах, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 11.1 КоАП РФ.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения гражданами правил прохода по железнодорожным путям.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют действия, заключающиеся в нарушении гражданами правил прохода по железнодорожным путям.
Согласно Закону, железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены.
Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность.
Зачастую четкой организации работы железнодорожного транспорта мешают и иные противоправные деянии сверстников.
Битье стекол в проезжающих электропоездах, порча мягких сидений, диванов, обшивки, разбиваются стекла вагонов, стены пачкаются циничными надписями. Все это травмоопасно для пассажиров и приносит вред имуществу (ст. 7.17 КоАП РФ, например, ст. 214 УК РФ – находясь на платформе одной из железнодорожных станций из хулиганских побуждений, с целью порчи имущества на общественном нанесение удара стеклянной бутылкой из-под пива объемом 0,5 литра по стеклопакету двери вагона электропоезда, осуществлявшего ст оянку на платформе, тем самым причинив ОАО “РЖД” материальный ущерб).
Следственная практика свидетельствует, что к наиболее типичным транспортным происшествиям на железных дорогах является, в том числе, наложение на путь посторонних предметов, т.е., совершение
правонарушений по ст. 11.1 КоАП РФ – Действий, угрожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене
Зацепинг – кто знает, что эго такое?
К экстремальному поведению относятся поездки снаружи метро, электричек и поездов, неформальные передвижения по высотным точкам зданий, исследование искусственных подземных сооружений в
познавательных либо развлекательных целях и другие.
Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения. Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные.
Экстремальное поведение подростка может иметь формы зацепинга или трейнсёрфинга.
Зацепинг, или трейнсёрфинг (от англ. «трейнсёрфинг» (от англ. train — поезд и surfing — сёрфинг, «езда вдоль поверхности»), – езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами.
Что может привлекать в таком способе передвижения*’
-получение удовольствия от скорости и процесса езды;
-расширенный обзор окружающей местности;
возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;
-возможность сэкономить на оплате проезда;
-возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении.
«Зацеперы” – это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбираю]’ доступные для них способы.
ОПАСНОСТИ
Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних
– потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило это происходит в результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последующим отпусканием рук.
– соскальзывание с поезда в результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона или сильного ветра
поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприемнику, тормозным резистором и токоведущим высоковольтным шинам на крыше электроподвижпого состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам;
– столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше;
– падение на рельсовый путь под колеса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами.
Что еще несовершеннолетние совершают на объектах транспорта?
Курение на платформе – нарушение ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции” (ст. 6.24 ч. 1 КоАП РФ)
Мелкое хулиганство (нецензурная брань, иные действия, нарушающие общественный порядок) (ст. 20.1 КоАП РФ)
Распитие алкогольной продукции (ст. 20.20 ч. 2 КоАП РФ)
Появление в общественном месте в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ, 20.22 КоАП РФ – для несовершеннолетних до 16 лет)
За какие правонарушении на транспорте наиболее чает еще несут ответственность несовершеннолетние:
Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), квалифицируется по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ.
Лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истек, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”).
В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об
административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия (ч. 3 ст. 24.5 КоАП РФ).
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч.1 ст. 2.3 КоАП РФ).
Часть 1 ст. 11.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за:
повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования;
сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Статьи 19 Воздушного кодекса РФ гласит:
Нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила поведения для пассажиров, принимаются воздушными перевозчиками м в целях соблюдения безопасности полетов, повышения качества предоставляемых услуг, предупреждения нарушений общественного порядка и других правонарушений, совершаемых на борту воздушных судов и на территории наземных объектов гражданской авиации,
Эти правила предусматривают права, обязанности и запреты для пассажиров, конкретизируют санкции за нарушение этих правил и соответствующих нормативных правовых актов.
Действия:
представляющие опасность для полета (например, несанкционированное проникновение и передвижение по территории обеспечения полетов, повреждение аэродромных знаков и прочие действия(ст. 1 1.3 КоАП РФ)
– несоблюдение правил пользования воздушным судном, например, нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна
Часть 4 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна.
нарушение требований авиационной безопасности (пронос запрещенных предметов на борт, игнорирование обязанности по осуществлению мероприятий и процедур, связанных с безопасностью) – ст. 1 1.3.1 КоАП РФ
Водный транспорт
Наиболее часто совершаемыми несовершеннолетними действиями являются: выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего одного транспорта
Часть 2 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борз’ судна морского или внутреннего водного транспорта.
Совершение указанного деяния влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
Субъектами рассматриваемого правонарушения могут выступать граждане.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.